Мы используем файлы «cookie», чтобы Вам было удобно пользоваться нашим сайтом
Хорошо, не возражаю
Мы используем файлы «cookie», чтобы Вам было удобно пользоваться нашим сайтом
Хорошо, не возражаю

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья, демо-версия онлайн-экскурсии

Это демонстрационная версия онлайн-экскурсии по 19-му Токийскому фестивалю лоскутного шитья. Мы показываем фрагменты из полной версии в ограниченном объеме: примерно 15% фото, иллюстраций, видео, сокращенные текстовые описания. В демо-версии не увеличиваются изображения.

Несмотря на то, что фестиваль датируется 2020 г., мы убеждены, что и по прошествии лет на примерах мастерски выполненных работ можно учиться: подглядывать идеи и способы их воплощения в жизнь швейно-лоскутными методами и техниками. С учетом масштабов нерядового события пищи для ума хватит надолго: рассматривать можно часами (у нас на это ушло 5 дней!). Работы мы по возможности показываем целиком и в деталях крупным планом (в полной версии; там же все фото можно увеличить и рассмотреть).

Онлайн-экскурсия – это не просто красивый фотоотчет. Это своего рода учебное пособие: подробное (показаны работы за исключением нескольких), наглядное и с переводом основных моментов на русский язык. Экспозиции приводятся в логической последовательности, а тексты составлены с учетом аннотаций из официальных сборников работ-участников Японского гран-при по квилтингу и внеконкурсных работ фестиваля (брошюры на японском языке) и, в ряде случаев, интервью с авторами, которые проводили мы.

Бессрочный доступ к полной версии можно приобрести на странице покупки: нажмите на кнопку ниже для перехода к ней.
Токийский международный фестиваль лоскутного шитья (Tokyo International Great Quilt Festival) – грандиозное мероприятие, которое прошло в январе 2020 г. (23-29 января) на территории стадиона Токио Доум (Tokyo Dome City). Предлагаем Вам погрузиться в атмосферу события и взглянуть на него нашими глазами.

Делимся фото- и кое-где видеоматериалами, местами с комментариями и пояснениями, интервью с несколькими авторами. Все «собственного производства». В ходе работы сверялись с публикациями организаторов фестиваля, официальными сборниками работ-участников Японского гран-при по квилтингу и внеконкурсных работ на японском языке, переводами на английский язык (или названиями работ на английском языке). Если были две версии, мы совмещали их в одну компромиссную, но, в основном, брали за основу оригинальный, японский, вариант. Допускаем, что наша трактовка может отличаться от официальной или интерпретаций, предлагаемых другими посетителями фестиваля. Восприятие индивидуально. Мы старались передать нюансы, как прочувствовали их сами. Т.к. счет материалов идет на сотни, перевод всех названий и аннотаций не делали (иначе работа затянулась бы еще на пару месяцев). Если хочется узнать больше о чем-то конкретном или обсудить, присоединяйтесь к нашему тематическому чату в Telegram.

Итак, в добрый путь!
На этой странице много фотографий. Мы постарались сжать их, чтобы ускорить загрузку. Тем не менее, скорость интернета может влиять на качество просмотра.

Навигация на странице: для быстрого перехода к желаемой теме воспользуйтесь оглавлением ниже (кликните ссылку), а в версии сайта для ПК – оглавлением или вертикальным рядом точек справа (наведите курсор на точку, кликните). Если нужно быстро вернуться в начало, нажмите стрелку в правом нижнем углу: она появляется при прокрутке страницы вниз.

Чтобы управлять просмотром иллюстраций в галерее, нажимайте стрелки вправо и влево или точки в горизонтальном ряду точек под иллюстрацией. Если в галерее есть видео, для просмотра нажмите кнопку запуска в центре иллюстрации. В мобильной версии иллюстрации также листаются смахиванием вправо / влево.

Оглавление

9
За кадром: еще немного крупных планов, обработка края, изнанка квилтов
10
Оцените материал, задайте вопрос или оставьте отзыв

Несколько слов о фестивале

Токийский международный фестиваль лоскутного шитья – масштабное и зрелищное мероприятие, в рамках которого проходит Японский гран-при по квилтингу (конкурс на лучшие работы в нескольких номинациях с награждением победителей и призеров), выставляются внеконкурсные работы именитых мастеров с опытом и начинающих юных квилтеров, проводятся мастер-классы, обмен опытом, спонсоры и партнеры демонстрируют свою продукцию, действует квилт-маркет с бесконечным разнообразием предлагаемых товаров: готовых лоскутных, швейных, вязаных изделий (одежды, аксессуаров, предметов быта, декора, игрушек), материалов и инструментов для шитья и многого другого. Все это – на площади в много тысяч квадратных метров. Даже обойти и рассмотреть все за один день нереально, не говоря уже об осмысленном восприятии увиденного.

Тема фестиваля в 2020 г. – музыка. Организаторы события задали вопрос нескольким ведущим японским мастерам, какая музыка им нравится и вдохновляет: будь то песня о любви, мюзикл, композиции конкретного исполнителя, детские песни. Каждый из восьми именитых авторов по-своему передает гармонию музыки и лоскутного творчества в новых работах, представленных в рамках специальной экспозиции «Музыка квилтов».
Другие внеконкурсные экспозиции:

  • Квилты Англии: текстильные сокровища от великолепных антикварных до ультрасовременных работ
  • 50 новинок от ведущих японских мастеров лоскутного шитья, созданных специально для фестиваля
  • Озорные квилты, источником вдохновения для которых послужил любимый в Японии персонаж книг Ханса Аугусто Рея и Маргрет Рей «Любопытный Джордж» (Curious George), обезьянка Джордж
  • Работы Кейко Гоке с потрясающими цветовыми вариациями, отражающими свободный полет мысли автора, часть из них продемонстрирована впервые
  • Работы Сидзуко Курохи «Ткани в движении» в традиционном японском стиле «Ва» («Wa»), изображающие космос и природу и передающие игру света, волнение воды, шепот ветра
  • Групповые (совместные) работы разных авторов на тему «Животные, которых мы любим», созданные под руководством Судзуко Косеки
На мероприятии объявлен победитель и призеры престижного Японского гран-при по квилтингу (Japan Quilt Grand Prix), в котором приняли участие 1122 профессиональные и любительские работы авторов из Японии и других стран (60 работ созданы зарубежными мастерами), в номинациях:

  1. Традиционный дизайн
  2. Оригинальный дизайн
  3. Работы в традиционном японском стиле «Ва» («Wa»)
  4. Панно (квилты в раме)
  5. Сумки
  6. Работы юных авторов
  7. Детские работы
До финиша добрались 285 квилтов, включая 9 зарубежных. При их создании применялись разнообразные техники:

  • Традиционная сборка
  • Аппликация
  • Ручная стёжка
  • Стёжка на бытовой швейной машине
  • Сочетание цветов и дизайна
Жюри в составе мастеров из Японии Есико Катагири, Йоко Сайто, Дзюнко Савада и британского мастера и исследователя Дженис Ганнер возглавил почетный профессор Университета искусств Мусасино, эксперт и критик в области современного дизайна Хироси Касиваги.
25 января состоялась торжественная церемония награждения авторов 25 работ, включая 4 групповые. Помимо двух главных победителей наградили авторов лучшей ручной работы, лучшего квилта, простеганного на бытовой швейной машине, определили по 3 призера в каждой заявленной номинации. Еще 40 квилтов отметили специальными призами:

  • От жюри
  • Зрительских симпатий
  • От компаний-спонсоров
  • Поощрительными призами
Работы победителей и призеров 19-го фестиваля (2020 г.) демонстрируем ниже на этой странице. Их можно рассмотреть в деталях. А прямо сейчас немного истории: квилты с 18-го фестиваля (2019 г.). Для сравнения и вдохновения. Что удалось найти и в том качестве, в котором эти фото были доступны.

Схема площадки (карта)

Чтобы посмотреть подписи к обозначениям на схеме, нажмите синий значок с фотоаппаратом, а чтобы перейти к просмотру фото / видеоматериалов – значок лупы рядом с ним.
Интерактивная карта, Tokyo Dome, Токийский международный фестиваль лоскутного шитья 2020
Торговые ряды и выставочные стенды спонсоров вокруг центральной зоны: сектора A, B, C, D, E, O
Общие планы Токио Доум с улицы
Общие планы внутри Токио Доум
Вход
Выход
Японский гран-при по квилтингу: розовые зоны на карте
Главная сцена
Детские групповые работы «Животные, которых мы любим»
Детские групповые работы «Животные, которых мы любим» (внизу) и выставка индивидуальных работ
Разные авторы, «Любопытный Джордж»
Сидзуко Куроха, «Ткани в движении»
Кейко Гоке, «Мир Кейко Гоке»
Новинки от ведущих японских мастеров
Специальная экспозиция «Музыка квилтов»
Квилты Англии

Токио Доум с улицы

Началу мероприятия предшествовало часовое ожидание в очереди желающих попасть в Токио Доум (Tokyo Dome City)

Токио Доум внутри

На арене площадью 13000 квадратных метров разместились экспозиции работ мастеров-участников фестиваля, конкурсантов Японского гран-при по квилтингу и бесконечные торговые ряды квилт-маркета. Поражает масштабность, многообразие представленных работ, их стилей, форм, размеров, сочетание в одних и тех же произведениях разных текстур, материалов и техник исполнения, внимание к деталям.

Торговые ряды и выставочные стенды спонсоров

Бурлящий поток людей, идей, цветов, форм, где каждый, непременно, найдет что-то интересное для себя

Японский гран-при по квилтингу

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.

Общие планы выставки

Победители и призеры

В этом разделе показываем работы авторов, отмеченных различными наградами, кроме победителей в номинациях: они представлены далее на странице (в каждой номинации по 3 призера соответственно).

1-е место (гран-при): Сумико Нагами, «Изучение дождя», размер – 240 х 210 см
2-е место: Такако Оикава, «Большой романтик», размер – 208 х 189 см
Лучшая ручная работа: Хироко Тамаи, «Зимние цветы», размер – 200 х 180 см
Лучшая работа, простеганная на бытовой швейной машине: Румико Ойва, «Миленько» (или «Милота»), размер – 208 х 208 см
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Специальные награды жюри

Членов жюри оказалось больше, чем было заявлено в анонсе. Не знаем, по какой причине, но уверены, что при таком количестве конкурсных работ (напомним, в разных номинациях приняли участие 1122 квилта) дополнительная поддержка была очень кстати. Каждый из членов жюри отметил одну наиболее понравившуюся работу. Примечательно, что 5 из 7 квилтов из номинации «Оригинальный дизайн», хотя стилистически они очень разные.

Призы зрительских симпатий (или поощрительные призы)

В начале 4 участника из традиционной номинации. За ними следом «оригинальные» квилты. Закрывает список работа в японском стиле «Ва» («Wa»). Каковы критерии выбора призеров, как в этой, так и в других номинациях, история умалчивает (а жаль). Тем не менее, 7 из 9 выглядят ярко и современно (и часть из них достаточно просто), 2 работы ближе к традиционному дизайну (речь только о дизайне, внешнем виде).

Призы от компаний

«Заключительный аккорд» престижного конкурса – награждение авторов от лица организаторов и спонсоров мероприятия. 12 компаний выбрали по 2 работы из разных номинаций в дополнение к другим победителям и призерам. Вот, что получилось.

Номинация «Традиционный дизайн»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Призеры в этой номинации, по нашим ощущениям, вызвали большой (возможно, даже наибОльший) интерес. За несколько дней посещения фестиваля нам едва удалось сфотографировать 2 из 3 полностью, а не с расстояния в пару десятков сантиметров и в деталях (изделия крупные). Понимание тонкостей исполнения имеет значение, однако работа создается, как единое произведение, которое хочется видеть и целиком, чтобы составить общее впечатление. В таком случае на помощь приходит официальный сборник конкурсных работ.

Наиболее многочисленная номинация. Общее количество работ-участников по нашим подсчетам – 70 (включая 5 призеров; если правильно определили принадлежность к номинациям у всех работ).

Общие планы выставки

Победители в номинации

1-е место: Ясуко Исидзука, «Годовое кольцо», размер – 200 х 180 см
2-е место: Яэко Терада, «Развлечения в лесу», размер – 230 х 198 см
3-е место: Хисако Косака, «В воздухе пахнет… зеленью», размер – 197 х 178 см
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Все участники

Номинация «Оригинальный дизайн»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Яркие и сочные, качественно исполненные современные квилты. Нетрадиционный взгляд на традиционные ткани (хлопок, шелк). Вторая по численности работ номинация, в которой мы насчитали 66 участников (если правильно определили принадлежность к номинациям у всех работ, включая призеров).

Победители в номинации

1-е место: Есико Ямамото, «Юэн» (женское имя), размер – 187 х 246 см
2-е место: Томоко Касиваги, «Танцуй, танцуй, танцуй», размер – 230 х 198 см
3-е место: Сакае Ивамото, «Закатные волны», размер – 210 х 182 см

Все участники

Номинация «Работы в стиле «Ва» (традиционном японском стиле)»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Квилты с использованием традиционных японских материалов, цветов, сюжетов, техник, нередко сшитые из тканей с историей. Много ручной работы, включая стежку, детали из аппликации, даже крупные изделия могут быть созданы из мельчайших деталей. В этой номинации мы насчитали 25 участников (плюс победитель гран-при, первое место).

Победители в номинации

1-е место: Фудзико Номото, «Юраги», размер – 216 х 170 см
2-е место: Сигеко Сато, «Цветение», размер – 193 х 204 см
3-е место: Масако Нисимура, «Круг, треугольник, квадрат и квилт», размер – 201 х 161 см
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Все участники

Номинация «Панно (квилты в раме)»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Еще одна многочисленная категория, 56 работ по нашим подсчетам (включая победителей номинации). Разнообразные темы, техники, уровень сложности, качество исполнения, размеры. Единственное, что объединяло все, – сравнительно «малые формы» и наличие рамы. Правда, и тут был богатый выбор стилей, палитры, оформления.

Победители в номинации

1-е место: Кадзуко Танака, «Третье поколение физалиса», размер – 50 х 50 см
2-е место: Масако Сомено, «Приблизиться к цветам», размер – 48 х 39 см
3-е место: Акеми Хирасава, «Путь к счастью», размер – 46 х 49 см
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Все участники

Номинация «Сумки»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Всего в номинации участвовало 38 изделий, включая победителей и призеров.

Общие планы выставки

Победители в номинации

1-е место: Кикуко Курода, «Лоскутная сумка», размер – 33 х 42 х 1 см
2-е место: Кейко Номура, «Дорожная сумка», размер – 32 х 36 х 13 см
3-е место: Юко Каваками, «Я хотела такой ранец – ЧЕРНЫЙ», размер – 35 х 25 х 17 см

Все участники

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Номинация «Работы юных авторов»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
В этой и следующей номинации речь о творениях юных авторов разного возраста, среди которых есть групповые и индивидуальные работы. Члены жюри отметили ряд остроумных, современных, заставляющих задуматься квилтов. Некоторые авторы продемонстрировали исключительные навыки работы с материалами и дизайном и даже участвуют в конкурсе (и получают призы!) не первый год. Прекрасный задел на будущее.

Работы юных авторов в возрасте 16-19 лет – самая малочисленная категория: всего 8 квилтов (включая победителей и призеров), все групповые.

Победители в номинации

1-е место: ученики 3-го класса Высшей сельскохозяйственной школы Ийо (31 автор), «Кошачья дружба» («Cat Friends»), размер – 136 х 98 см
2-е место: ученики Высшей школы Фудзиэда Кита, отделение ремесел (11 авторов), «Японские (цветочные) игральные карты», размер – 215 х 133 см
3-е место: ученики Высшей школы Хими, клуб домоводства (22 автора), «Квилт об очаровании префектуры Тояма», размер – 138 х 154 см

Все участники

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Номинация «Детские работы»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
В этой и предыдущей номинации речь о творениях юных авторов разного возраста, среди которых есть групповые и индивидуальные работы. Члены жюри отметили ряд остроумных, современных, заставляющих задуматься квилтов. Некоторые авторы продемонстрировали исключительные навыки работы с материалами и дизайном и даже участвуют в конкурсе (и получают призы!) не первый год. Прекрасный задел на будущее.

Мы насчитали всего 19 детских работ, включая победителей в номинации и призеров, получивших поощрительные награды.

Общие планы выставки

Победители в номинации

1-е место: Това Окамура, «Учитель», размер – 200 х 224 см
2-е место: Момоко и Нанако Сохара – победители в этой номинации в 2019 г., «Фейерверк, уходящий в море», размер – 138 х 96 см
3-е место: ученики Средней школы Мацуга, отделение домоводства (6 авторов), «Движение вперед – к Новому Миру», размер – 209 х 173 см
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Все участники

Вне конкурса: специальная экспозиция «Музыка квилтов»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Этот раздел мы снабдили музыкальными композициями. Для каждой экспозиции они свои. Запускайте трек и рассматривайте фото под звуки «музыки квилтов».

Бременские музыканты

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Рейко Васидзава и ее соавторы воплощают в жизнь их уникальное видение сказочного мира «Бременских музыкантов». Стиль работ и сюжеты разные (скорее, даже разрозненные), что видно невооруженным глазом. Зато идеи, дизайнерские решения и техники исполнения были в изобилии!

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
Внеконкурсные экспозиции
Музыка квилтов

«Травиата» и «Кармен»: арии, которые трогают до глубины души

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Йоко Уэда изображает две страстные натуры из мира оперы: «Кармен» и «Травиата» (в основе последней роман Александра Дюма «Дама с камелиями»).

Без музыки и цвета нет жизни. И то, и другое попадает прямо в сердце без «цензуры» со стороны мозга. На распределение цветов в проекте влияют образы, навеянные музыкой, а выбор музыки диктуется тем, что в работе. Вдохновившись ариями из известных опер, автор демонстрирует свое видение любви, как гармонию музыки и цвета.

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
Внеконкурсные экспозиции
Музыка квилтов

Любимые рок-звезды

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Квилты Кэти Накадзима – дань уважения рок-звездам, которыми она восхищалась с юных лет: группе «Queen» и ее вокалисту Фредди Меркьюри.

Кэти признается, что не может жить без музыки. Гавайские мотивы дают ей душевный покой. Любит она и модную рок- и поп-музыку, а ритмы ретро дают ощущение ностальгии. На создание экспозиции Кэти вдохновил фильм «Богемская рапсодия» и музыка ее молодости. Каждый атрибут воспевает богемный образ жизни группы «Queen». Узнав, что блистательный Фредди Меркьюри любил кошек, Кэти тут же сделала их героями квилтов.

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
Внеконкурсные экспозиции
Музыка квилтов

Щелкунчик

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Акане Сакамото воссоздает волшебный мир «Щелкунчика».

Всемирно известен одноименный балет Петра Ильича Чайковского, однако автор еще и перечитала сказку Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Ее суть в борьбе за счастье бок о бок с друзьями и справедливой победе над мышиной армией. Акане Сакамото стремилась сделать героев своих работ привлекательными, чтобы при взгляде на них у зрителя в уме звучала музыка.

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
Внеконкурсные экспозиции
Музыка квилтов

Ритмы ретро

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Судзуко Косеки воскрешает в памяти ритмы ретро.

Источником вдохновения послужила британская и американская музыка 50-х и 60-х годов. Стильная экспозиция погружает в атмосферу тех лет каждой деталью. Этот период – «весна жизни» автора, по ее словам. Молодежь слушала записи на пластинках снова и снова, пытаясь запомнить слова. Еще одним символом времени можно считать музыкальные автоматы: бросаешь монетку и наслаждаешься любимой композицией.

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
Внеконкурсные экспозиции
Музыка квилтов

Мэри Поппинс

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Экспозиция Йоко Сайто посвящена «Мэри Поппинс». По книге был создан мюзикл, многие композиции из которого стали популярными. А теперь есть и серия забавных квилтов на эту тему.

Для автора посещение живых выступлений и мюзиклов – отличный способ расслабиться и отвлечься от будничных забот. В 12-летнем возрасте она впервые увидела художественный фильм в формате мюзикла: «Мэри Поппинс». Кинокартина потрясла ее до глубины души яркими сценами и запоминающейся музыкой. Любимый фрагмент звучит ниже. И сейчас, перечитывая книгу, Йоко Сайто вспоминает его.

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
Внеконкурсные экспозиции
Музыка квилтов

Японские детские напевы

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Экспозиция Есико Катагири посвящена японским детским напевам и выполнена в традиционном японском стиле «Ва» («Wa»). Речь о напевах, которые хоть раз слышал каждый, передаваемых из поколения в поколение: колыбельных.

Заглавный квилт «Дремлющие золотые рыбки» вдохновлен воспоминаниями из детства: отец Есико когда-то своими руками соорудил аквариум. В панно есть секрет, который нам раскрыла Г-жа Катагири.

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
Внеконкурсные экспозиции
Музыка квилтов

Квилты «Кохаку»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Экспозиция Патико Есиды посвящена популярному японскому предновогоднему песенному телешоу «Кохаку ута гассэн» (сокращенно «Кохаку», дословно «Песенный турнир красных и белых») и построена в исторической последовательности. «Красная команда» женская, «белая» – мужская. Приглашение на мероприятие для исполнителей считается почетным и фактически означает признание их популярности в Японии.

Автор вспоминает, как в канун нового года вся ее семья собиралась в теплой гостиной у телевизора, чтобы поддержать любимых исполнителей. Мама вместо того, чтобы заботливо уложить детей спать пораньше, интересовалась, как долго они смогут бодрствовать. После телешоу традиционный, второй за вечер, ужин. Действительно, праздник! Теплые воспоминания детства, объединявшие семью.

Музыка квилтов

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Вне конкурса: другие экспозиции

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.

Квилты Англии: история и современность

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Выставка, организованная Гильдией квилтеров Великобритании, состоит из двух контрастирующих экспозиций: исторической «Квилты Англии: путешествие в мир текстильных сокровищ» и современной «Арт-квилты: Сделано в Британии». Первая демонстрирует истинно английский стиль лоскутного шитья, каким он был в XIX-начале XX века. Вторая показывает работы в разных стилях, техниках, тематиках, выполненные в наши дни.

Квилты Англии: путешествие в мир текстильных сокровищ

Внеконкурсные экспозиции
Квилты Англии

Арт-квилты: Сделано в Британии

Выставки «Арт-квилты: Сделано в Британии» проводятся с 2013 г. с целью популяризации современного видения арт-квилтинга. В них участвуют мастера, работающие в разных стилях, техниках и не только с текстилем. Они черпают вдохновение в темах природы, пейзажа, сада, изменения климата, смены времен года, переработанных материалов, городских джунглей. При многообразии представленных на выставке арт-объектов всех авторов неизменно объединяет любовь к ткани и шитью. Мы побеседовали с несколькими представителями движения, которые присутствовали на фестивале.

Сандра Мич (Sandra Meech)

Художник канадского происхождения, живущий в Великобритании. В своих работах поднимает темы глобального потепления и изменения климата. Более 20 лет создает арт-квилты, преподает, проводит лекции (на момент участия в фестивале последнее на паузе; зато автор активно презентует свои работы в рамках различных мероприятий).

Работы Сандры самобытные, стильные и современные. Красивое сочетание цветов, оттенков, интересная техника исполнения с применением принтов и стежки, которая оживляет пейзажи. Панно объединены в группы: по 3, 4, 6 работ на общую тему в едином стиле.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Сандра, у Вас очень необычные и стильные работы, способные украсить любой современный интерьер. Как Вам удается добиться такого эффекта объемности и реалистичности?
Сандра Мич (Sandra Meech)
Сначала я готовлю картинку-основу с помощью перевода понравившегося рисунка на ткань. Технология та же, с помощью которой мы делаем «переводилку» на футболки: термоаппликация. Основа готова. Но она плоская, выглядит обычной фотографией и не дает ощущения текстуры, объемности. Для придания текстуры я использую тонкий наполнитель и стежку. С помощью стежки и цвета нити стараюсь придать объем, вдохнуть жизнь в мой пейзаж.

Посмотрите, например, мою серию работ «Marking time» («Застывшее время»). Вся нижняя часть принта была серой, только с помощью ниток разных цветов достигается эффект объема и глубины.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
А сколько цветов ниток Вы обычно используете в работе?
Сандра Мич (Sandra Meech)
Так как работы создаются не сразу, а по частям в разное время, я стараюсь себя ограничивать в количестве цветов ниток, чтобы сохранить единство стиля группы работ. Обычно стараюсь использовать не более 6 цветов для одной серии.

Для меня важно, чтобы работа была живой и объемной. Смотрите, как даже очень тонкий наполнитель меняет характер плоской картинки при стежке.
Внеконкурсные экспозиции
Квилты Англии

Луиз Болдуин (Louise Baldwin)

Внеконкурсные экспозиции
Квилты Англии

Джессика Грейди (Jessica Grady)

Молодой британский художник по вышивке, создающий современные предметы декора в объемной технике из различных материалов: текстиля, фетра, пластика, полиэтилена, металла, проволоки, вышивальных и вязальных ниток, пуговиц, бусин (допускаем, что список не полный)… В общем «всякой всячины», которую, казалось бы, трудно объединить в одной гармоничной композиции. Однако Джессике это удается.

Поражает способность автора с помощью окраски, плавления и других манипуляций превращать обрезки и повторно используемые материалы в разноцветные «живые» украшения. Каждый элемент вручную пришивается к текстильной основе, образуя яркие, замысловатые произведения, побуждающие проявить любопытство и разглядеть их в деталях (и даже потрогать). Они, действительно, завораживают своей необычностью.

Неудивительно, что в 2018 г. Джессика получила престижную стипендию Гильдии вышивальщиц, обучает премудростям мастерства и выставляет свои работы по всей Великобритании.

Как же рождаются «сокровища из обрезков»?
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Джессика, как Вам пришла идея создавать композиции из таких нетрадиционных компонентов?
Джессика Грейди (Jessica Grady)
Еще обучаясь в вузе, я любила собирать фрагменты пластика, трубочек, обрезки разных материалов, пленку. Мне показалось интересным попробовать совместить их, «спаять» вместе. Помните обычную пупырчатую пленку для упаковки хрупких вещей? Если между пузырьками распределить яркие детали и прогладить утюгом, получится интересный, на мой взгляд, эффект. У меня таких фрагментов разных форм и размеров всегда под рукой целая пластиковая коробочка. Потом я подумала, что их можно собирать, «нанизывать» вместе, создавая объем. А если немного изменить форму, например, с помощью фигурного дырокола, можно получить интересные предметы и фактуры.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
А как Вы выбираете и сочетаете цвета и материалы?
Джессика Грейди (Jessica Grady)
Все интуитивно: достаю из моей коробочки очередной маленький фрагмент, нанизываю и пришиваю к основе.
Внеконкурсные экспозиции
Квилты Англии

Кэс Холмс (Cas Holmes)

Кэс Холмс (Cas Holmes) – британский художник и преподаватель, автор и соавтор нескольких книг на тему текстильного искусства и вышивки. В основе ее творений наблюдения из жизни, едва уловимые моменты на стыке природного и рукотворного, которые она тонко подмечает и запечатлевает на ткани с использованием разных техник, самокрашенных материалов, бумаги, кружева, вышивки, стежки. Экспозиции Кэс демонстрируются в Великобритании и за рубежом, в том числе совместно с работами других художников.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Кэс, у Вас удивительные произведения. Редко можно встретить работы, сочетающие ткань, стёжку, кружево и сетку, которые смотрятся современно (не старомодно) и естественно. Будто пейзажи, нарисованные с помощью текстиля. Как Вам удалось достичь такой гармонии?
 Кэс Холмс (Cas Holmes)
Интересно, что Вы спросили об этом. Очень часто люди, посмотрев на сочетание материалов, начинают комбинировать кружево, сетку, ткани, тесьму… И зачастую результат смотрится однообразно. А все потому, что не учитывается специфика материалов. Очень важно «слушать ткань», пытаться понять, как та или иная деталь будет сочетаться с другими. Я – не сторонник использовать вместе разные материалы из разных стран. Английскому кружеву нужна английская ткань, которая изначально была предназначена для него. В этом и состоит суть души работы. А стежка (вышивка) только дополнит или сделает акцент.
Внеконкурсные экспозиции
Квилты Англии

Другие авторы

Новинки от ведущих японских мастеров

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Специально для фестиваля 50 ведущих японских мастеров лоскутного шитья создали новые работы, демонстрирующие изящество, красоту и силу. Мы постарались показать их с расстояния и крупным планом, чтобы Вы могли рассмотреть детали. Там, где наши фото недостаточно удачны, мы добавили иллюстрации из официального сборника внеконкурсных работ.

Кейко Гоке, «Мир Кейко Гоке»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Экспозиция «Мир Кейко Гоке, поющие цвета, танцующие формы» (в английской версии «Keiko’s all works», «Все работы Кейко») –пожалуй, самая впечатляющая и масштабная на фестивале. Она посвящена 50-летнему творческому юбилею Кейко Гоке.

Кейго Гоке – именитый автор, призер многочисленных конкурсов в разных странах мира. Преподает и проводит мастер-классы. Ее работы демонстрируются на различных мероприятиях. У автора есть персональные выставки в Японии, Новой Зеландии, США, Китае, Республике Корея, Германии, Дании, на Тайване. Ее книга «Со всей любовью и благодарностью к квилтам» переведена на французский, английский, китайский и тайваньский языки. Кстати, коллекции тканей с фирменным дизайном Кейко Гоке можно найти у бренда FreeSpirit Fabrics (США). Некоторые воссоздают фрагменты ее творений.

Нам посчастливилось воочию увидеть новую работу, созданную по случаю юбилея творческой деятельности, – ранее она нигде не выставлялась (самое первое фото в галерее ниже). А еще Г-жа Гоке поделилась с нами секретами мастерства.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Ваши работы яркие, жизнерадостные, очень отличаются от других квилтов на фестивале своим настроением. В них кипит жизнь, пульсирует энергия. Как Вы их создаете?
Кейко Гоке
Каждая работа посвящена какому-то событию. Например, светлый квилт с кругами в квадратах («Хорошо бы с этим смириться») создан в память о жертвах землетрясения в Японии и символизирует души погибших в этой трагедии.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Как Вам удалось создать такой рисунок на окрашенной ткани?
Кейко Гоке
Набор тканей подготовила для меня подруга Лаура. На квадратах я с помощью отбеливателя и зубной щетки сделала круги. Затем собрала в квилт и простегала на машинке.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Какими техниками Вы пользуетесь при создании квилтов, используете программное обеспечение?
Кейко Гоке
Я собираю все на машинке, затем расставляю акценты ручной вышивкой, аппликацией, как, например в серии работ «Кактусы». Компьютерные программы не использую. Делаю лекала из бумаги и работаю с ними при сборке. Например, в квилте «Мое двойное обручальное кольцо» я создала лекало фрагмента квилта, затем просто поворачивала его.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Как Вы добились такого сочетания цветов в панно «Треснувшие блоки «изба» II»?
Кейко Гоке
Ткань я красила сама, специально добиваясь подобного эффекта.

Вне конкурса: Сидзуко Куроха, «Ткани в движении»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Сидзуко Куроха – ярчайшая представительница традиционного японского стиля лоскутного творчества «Ва». Ее экспозиция «Ткани в движении» передает своеобразие синего цвета во вселенной и в природе: в игре света, волнении воды, шепоте ветра. Секрет динамики – в композиции работ и тщательном подборе деталей. Квилты разных лет, в основном, сшиты из традиционного японского хлопка. Есть и самокрашенные ткани. Нам посчастливилось побеседовать с именитым автором и получить ее автограф.
Сидзуко Куроха
Создавая квилт, я продумываю форму деталей в зависимости от тематики и принимаю решение о дизайне в целом. Затем начинаю выбирать материалы по принципу соответствия цвета фрагментов и их яркости дизайну. Пока у меня не сложится четкий образ с применением тканей, не режу их. Это мой способ общения с тканями, и к их голосу я тоже прислушиваюсь.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Ваши работы на экспозиции завораживают сочетанием разных оттенков синего. Как Вы их создаете? Какие техники используете? Применяете ли программное обеспечение?
Сидзуко Куроха
Я не использую программы. Все подбираю вручную. Сначала создаю лицевую часть изделия, раскладывая и сшивая лоскутки ткани. Затем делаю ручную стежку. В последнем квилте («Симфония», сознан специально для фестиваля; размер – 186 х 220 см; сшит из шестиугольных фрагментов; олицетворяет небо и море на закате ранней осенью – Квилтиго) я использовала самокрашенные ткани.
Квилтиго, онлайн-магазин товаров для пэчворка
Как долго Вы создаете один квилт?
Сидзуко Куроха
Примерно 3 недели. Основное время, конечно, занимает ручная стежка.

Вне конкурса: «Любопытный Джордж», работы разных авторов

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Эта часть выставки посвящена озорным квилтам, источником вдохновения для которых послужил любимый в Японии персонаж книг Ханса Аугусто Рея и Маргрет Рей «Любопытный Джордж» (Curious George), обезьянка Джордж. По книгам был создан мультфильм с многочисленными продолжениями, а теперь есть и лоскутная история, «написанная» 19 авторами. Каждый квилт показывает определенный эпизод из жизни веселого Джорджа в разные периоды.

Если тема Вам не близка (нам, к примеру, не очень), можно просмотреть работы на предмет использованных техник и приемов. В глаза бросается множество объемных декоративных элементов, которыми оформлено пространство. Они придают живости героям.

Вне конкурса: детские групповые работы «Животные, которых мы любим»

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
Групповые работы юных авторов из разных стран на тему «Животные, которых мы любим», созданные под руководством Судзуко Косеки. Экспозиция разместилась вокруг основной зоны Японского гран-при по квилтингу и частично по периметру квилт-маркета. 8721 блока объединены в 58 готовых изделий. Среди них работы, посвященные кошкам, собакам, черепахам, морским обитателям, птицам, квилты из блоков с разными животными и вперемешку с растительными мотивами.

Экспозиция вокруг основной зоны Японского гран-при по квилтингу

Экспозиция по периметру квилт-маркета (небольшая зона)

Вне конкурса: детские индивидуальные работы

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
В отдельной зоне по по периметру квилт-маркета разместилась небольшая выставка детских внеконкурсных работ. Панно разных размеров, форм, тематик: от лебединого озера до поздравления любимого учебного заведения с юбилеем, от карамельного леса до веселой морской истории.

Красота в деталях

В этом разделе показана часть материалов. Больше фото и развернутые описания доступны в полной версии онлайн-экскурсии.
За кадром: еще немного крупных планов, обработка края, изнанка квилтов (что удалось подсмотреть, ведь трогать было нельзя).

Тайное: окантовка края и изнанка

Детали крупным планом

19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья

Спасибо за просмотр! Thank you! ありがとうございました。

Как Вам материал? Будем признательны за оценку. Чем больше звезд, тем ярче небосклон выше оценка. А ниже можно поделиться отзывом.
Могло быть лучше
Неплохо получилось
Мне все нравится
Если Вы хотите узнать больше о чем-то конкретном или обсудить увиденные материалы, присоединяйтесь к нашему тематическому чату в Telegram. Там же или в форме ниже можно оставить отзыв. Мы всегда рады обратной связи, тем более, что в создание этой страницы вложили много времени, сил и частичку души. Надеемся, что Вам понравилось!
19-й Токийский международный фестиваль лоскутного шитья, онлайн-экскурсия
Имя*
Электронный адрес*
Согласна (согласен) на публикацию моего отзыва на ваших ресурсах
Укажите ссылку на мой профиль (профили) в социальных сетях
Отзыв*
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных. Убедитесь, что Вы вводите действующий электронный адрес, чтобы мы могли Вам ответить в случае необходимости.