Мы используем файлы «cookie», чтобы Вам было удобно пользоваться нашим сайтом
Хорошо, не возражаю
Мы используем файлы «cookie», чтобы Вам было удобно пользоваться нашим сайтом
Хорошо, не возражаю

Как это сшито: пальто с элементами пэчворка. Выкройка, моделирование, особенности работы с материалами.

Пальто с элементами пэчворка — предмет одежды, сшитый в привычной технике из нестандартных материалов: плотных, толстых, менее комфортных в пошиве с учетом размеров и формы деталей в сочетании с более тонкой плащевой, полушерстяной тканью и денимом. Идея на случай, когда понравившейся ткани (фоновой с ворсом сиреневатого оттенка) мало, а сшить из нее хочется во что бы то ни стало. При этом применить лоскутную технику.

Показываем выкройку, с которой мы начали (электронная выкройка Burda), преобразования, которые она претерпела, и результат моделирования и декорирования. Кратко останавливаемся на особенностях раскроя на ткани и сборки. С крупными деталями они не представляет особых сложностей. Технологию обработки узлов упускаем: с ней лучше знакомиться на специализированных ресурсах.

Пальто получилось теплым и уютным. Если решитесь на подобную авантюру, надеемся, что наш опыт поможет Вам справиться быстрее и проще.
Навигация на этой странице: для быстрого перехода к желаемой теме воспользуйтесь оглавлением ниже (кликните ссылку), а в версии сайта для ПК – оглавлением или вертикальным рядом точек справа (наведите курсор на точку, кликните). Если нужно быстро вернуться в начало, в правом нижнем углу есть стрелка (появляется при прокрутке страницы вниз).

Все рисунки увеличиваются по клику, чтобы можно было рассмотреть детали.

Описание изделия

Полупальто (или куртка) рубашечного кроя в лоскутной технике, скомбинированная из разных по составу, плотности, толщине материалов:

  • Пальтовой ткани с ворсом, держащей форму (фоновая №1 с сиреневым оттенком; самая плотная и жесткая из всех)
  • Пальтовой ткани в елочку, мягкой, но толстой (зеленая)
  • Плащевой ткани средней плотности (немного плотнее, чем классические ткани для пэчворка; фоновая №2, бежевая)
  • Полушерстяной ткани в мелкую елочку (темно-серая)
  • Денима (серая)

В основе изделия электронная выкройка Burda: жакет-рубашка свободного силуэта.

Детали полочки и спинка с асимметричным лоскутным узором, рукава с симметричным узором. Ворот декорирован плотными шариками из валяной шерсти (интрига раскрыта!) примерно 1,5 см в диаметре: детали от сумочки-клатча, которая лежала без дела. По низу частично сборка на резинку (чтобы не мешала свободно двигаться в пальто).

Подкладка полностью из зеленой пальтовой ткани в елочку. Той же, что использована в лоскутном узоре с лицевой стороны. Лицевая сторона продублирована тонким наполнителем (каландрированный Сиберия Classic 60 г/м2; более плотный использовать не рискнули, изделие и так из толстых тканей в 2 слоя).

Кое-какие выводы (другие есть ниже на этой странице):

  • С плотными материалами проще создавать криволинейный узор. Они не сыплются, держат форму. Однако сложнее справляться с припусками: направить их в нужную сторону и зафиксировать, чтобы не создавали сильного утолщения. Особенно в местах, где сходится несколько деталей, как в нижней части спинки.
  • В изделии скомбинированы материалы разной плотности. Припуск из более тонкой ткани при стачивании деталей может деформироваться, причем неравномерно. В итоге сложнее создать узор, как задумано. Если хочется упростить себе работу, лучше использовать сопоставимые по характеристикам ткани или аккуратно скалывать / предварительно сметывать детали по всей длине будущего шва до стачивания, а при стачивании не растягивать припуски.
  • К моменту моделирования лоскутных деталей важно убедиться, что Вас все устраивает в бумажной выкройке: форма, размер, посадка. После раскроя на ткани и сборки лоскутного «топа» уже не все можно будет поправить, или после внесения изменений в процессе пошива изделие может смотреться не так, как задумано (хотя порой так даже интереснее).

Материалы и инструменты

  • 1
    Инструменты
    • Простой карандаш
    • Ножницы / дисковый нож
    • Портновские булавки
    • Иголка
    • Линейка
    • Предметы округлой формы для разметки лоскутных деталей на бумажной выкройке (специализированные линейки-лекала или подручные средства: тарелки, блюда разного диаметра и т.п.)
  • 2
    Выкройка изделия для моделирования
    Бумажная выкройка (построенная самостоятельно или распечатанная готовая) желаемой формы и размера. В нашем примере использована электронная выкройка Burda жакета-рубашки свободного силуэта.
  • 3
    Ткань
    Расход тканей на изделие без лоскутных модификаций указан в оригинальной выкройке. Он нужен для определения расхода на изнаночную сторону за минусом деталей бумажной выкройки, которые не пригодились (см. ниже на этой странице).

    Для удобства обозначаем ткани буквами. На лоскутные детали (для зеленой ткани в елочку также на подклад) для российского размера 44 (размер Burda 38) нужно приблизительно:

    • Ткань А, пальтовая с ворсом (фоновая №1 с сиреневым оттенком; плотная и жесткая) — 0,9 м при ширине не менее 110 см. Если направление ворса имеет значение, это может увеличить расход.
    • Ткань Б, пальтовая в елочку (зеленая; толстая, мягкая) — 2 м при ширине 150 см. Если направление рисунка имеет значение, это может увеличить расход.
    • Ткань В, плащевая (фоновая №2, бежевая; чуть плотнее, чем ткани для пэчворка) — 0,5 м при ширине 145-150 см
    • Ткань Г, полушерстяная в мелкую елочку (темно-серая) — 0,5 м при ширине 145-150 см
    • Ткань Д, деним (серая) — 0,4 м при ширине 145-150 см

    Для точного определения расхода необходима выкройка Вашего размера с размеченными лоскутными деталями.
  • 4
    Наполнитель
    Сиберия Classic 60 г/м2 каландрирован или другой тонкий утеплитель, желательно нескользящий (иначе будет неудобно стегать / делать декоративную отстрочку): по желанию, в зависимости от используемых тканей лицевой и изнаночной стороны. Расход для российского размера 44 (размер Burda 38) — примерно 1,5 метра при ширине 150 см.
  • 5
    Другие материалы
    • Бумага для печати и моделирования выкройки
    • Нитки для шитья и стежки / декоративной отстрочки
    • Застежка-молния разъемная
    • Эластичная тесьма-резинка (по желанию, для сборки по низу) — примерно 1 м
    • Шарики из валяной шерсти (по желанию, если декорируете ворот, как в нашем примере). При диаметре примерно 1,5 см для российского размера 44 (размер Burda 38) понадобилось 120 шт.
    • Прокладочный материал для уплотнения ворота и деталей полочки в местах, где вшивается молния (в нашем примере не использован, т.к. ткани плотные и достаточно жесткие без растяжения)

Подготовка бумажной выкройки

Скачайте оригинальную выкройку Burda: жакет-рубашка № 117. Выкройка в формате PDF на листах размера А4.

Почему эта выкройка?

  • Модель с комфортной посадкой
  • Мало деталей и вытачек (проще шить)
  • Аккуратная форма плеч (стеганые изделия с прямыми формами могут смотреться грубо и искажать пропорции фигуры)
  • Рукав, который несложно вшить и при желании видоизменить в реглан, полуреглан

Для дальнейшей работы понадобятся детали №№ 21, 22, 23, 24, 32. Можно распечатать только их (если у Вас есть время и желание определить в файле выкройки страницы, относящиеся к этим деталям).

Важно! Внимательно изучите инструкции Burda по печати выкройки, чтобы получить выкройку правильного размера. Используйте контрольный квадрат для пробной печати, чтобы убедиться, что настройки принтера верны.

Распечатайте выкройку, склейте листы, совместив метки, вырежьте детали Вашего размера, при необходимости сделайте подгонку по росту.
Изменения оригинальной выкройки в нашем изделии (лицевая сторона):

  • В процессе работы застежка на пуговицы заменена молнией (бумажная выкройка делалась с расчетом на пуговицы, при раскрое на ткани внесены изменения)
  • Нагрудных карманов нет
  • Нагрудные вытачки полочки перенесены в лоскутные детали (1 вытачка закрыта)
  • Кокетка на спинке соединена с нижней частью спинки
  • Добавлены функциональные прорезные карманы на деталях полочки
  • От талии к бедрам изделие увеличено на 1 размер Burda для сборки на резинку по низу
  • Рукава удлинены, манжеты убраны
  • Детали полочки, спинки, рукава стали лоскутными

Детали полочки

Работаем с деталями полочки, деталь № 21 оригинальной выкройки:

  • От талии к бедрам плавно увеличиваем на 1 размер, вырезаем по контуру
  • Предварительно определяем место будущего кармана, приложив выкройку к себе. В процессе пошива его расположение и форму можно будет изменить. Важно, чтобы карман не накладывался на лоскутный узор: с толстыми тканями работать с ним будет крайне не удобно (если вообще возможно).
  • Сохраняем бумажную выкройку с разметкой: она понадобится позднее для раскроя подкладки изделия
  • Вырезаем из бумаги 2 зеркальные заготовки полочки без разметки по форме выкройки с разметкой
Рисуем узор, обращая внимание на следующее:

  • Стыковки деталей между правой и левой половинкой полочки, чтобы лоскутный узор выглядел единой композицией, несмотря на то, что его разделяет застежка
  • Если планируете карманы, как в нашем примере, желательно сосредоточить лоскутный узор в центре, оставив по бокам пространство из фоновой ткани. Карманы в боковых швах неудобны, а прорезать их поверх лоскутного узора сложно с практической точки зрения и неэстетично.
  • Планируя лоскутный узор, важно сразу делить заготовку на блоки для удобства последующей сборки
  • Желательно избегать стыковок большого количества деталей в 1 точке, если они все из толстых тканей. Будет сложно добиться красивой, ровной поверхности без рельефа и придется поломать голову, куда девать припуски.
  • Если в процессе работы понимаете, что где-то можно упростить форму деталей, не привязывайтесь к первоначальному плану, вносите изменения. Так шить будет быстрее и проще.
  • Детали лоскутного узора удобно нумеровать, чтобы понимать, какие должны находиться рядом. Также поможет обозначение тканей на выкройке, чтобы не запутаться. В нашем примере детали и блоки обозначены цифрами, ткани — буквами (см. в разделе материалов и инструментов).
  • Тонкие детали, например, узкие полосы лучше делать шириной не менее 2,5 см без учета припусков, иначе будет сложно распределить припуски соседних деталей из толстых тканей на изнанке

Итак, далее на схемах цифрами обозначаем номера деталей, буквами — ткани. Отдельно подписываем блоки, чтобы показать последовательность сборки. Когда именно и какие наносить обозначения на выкройку, не принципиально. Главное, чтобы они позволили Вам не запутаться на следующих этапах работы.
В блоке 2 закрываем вытачку: соединяем детали 1А и 2А. Получаем цельную деталь. Блок 6 разрезаем на 2 детали: 16А и 17А. Вытачка перенесена в них.
После нанесения обозначений остается разрезать выкройку на детали перед раскроем на ткани.

Спинка

Нам понадобятся детали №№ 22, 23 оригинальной выкройки. На Ваше усмотрение, в зависимости от застежки и подкладки могут понадобиться и детали 25, 26. Мы обошлись без них (нарушив технологию и сэкономив время).

Не забудьте сохранить бумажную выкройку с разметкой: она понадобится позднее для раскроя подкладки изделия.

Детали 22 и 23 дополняем их зеркальными копиями, склеиваем по вертикали половинки, по горизонтали — кокетку и нижнюю часть спинки. Получаем цельную спинку из 1 детали.
Рисуем лоскутный узор, наносим разметку деталей и тканей.

Рукав

Работаем с деталью № 24 оригинальной выкройки. Рукав удлиняем, насколько необходимо, нижний срез делаем ровным, без закруглений. Ширину рукава оставляем, как есть. Сохраняем оригинальную бумажную выкройку рукава: она понадобится позднее для раскроя подкладки изделия. Рисуем лоскутный узор, наносим разметку деталей и тканей.

С рукавом пришлось повозиться, чтобы добиться удовлетворительного лоскутного узора (на фото заметны попытки рисования и нанесения обозначений): без мелких деталей, чтобы сочетался с рисунком полочек и спинки, и чтобы хватило имеющихся тканей. Выбор сделан в пользу симметричного рисунка с плавными закруглениями, который удобно собирать блоками.

Ориентируемся на схему с печатными обозначениями. По желанию порядок сборки можно изменить, как Вам нравится (как Вам удобнее).

Раскрой на ткани и порядок сборки

Важно:

  • Все лоскутные детали выкраивать по одной стороне ткани: либо только лицевой, либо только изнаночной, т.к. они в единственном экземпляре
  • Детали полочек и спинки — по 1 шт. каждой
  • Все детали рукава — по 2 зеркальные детали
  • После раскроя детали лучше разложить перед собой согласно схеме, чтобы было удобнее ориентироваться при сборке

Переносим все детали бумажной выкройки на ткани. Между лоскутными деталями достаточно припусков 0,7-1 см. С бОльшим размером припусков будет сложно работать. Припуски на швы, по срезам определяем согласно инструкции к оригинальной выкройке изделия (боковые, плечевые швы, пройма и рукав, горловина), на подгибку низа и рукавов достаточно 1,5 см и для лицевой стороны, и для подкладки.

Воротник, деталь № 32, выкроен из тканей А (с лицевой стороны, где позднее нашит декор) и Г, чтобы не был слишком плотным (и машинка справилась со строчкой при стачивании толстых деталей).

Изнанка в нашем изделии полностью из ткани Б, сшита из деталей №№ 21, 22, 23, 24. Припуски (кроме припусков по низу) и порядок сборки в соответствии с инструкцией Burda, за исключением спинки: она цельная, а не из отдельных деталей 22 и 23.

Для обработки срезов по низу изделия и рукавов понадобятся бейки (полосы) шириной 3,5- 4 см. В нашем изделии они из ткани Г.

Припуски между лоскутными деталями

Забегаем немного вперед: эти принципы пригодятся при сборке всех деталей (блоков) изделия на следующих этапах.

Припуски стараемся заутюживать на сторону ткани с меньшей плотностью / толщиной. Если детали из одной ткани (фоновая ткань А с ворсом, самая плотная) — разутюживать, чтобы избежать сильного рельефа с лицевой стороны. С ним справится не каждая швейная машина, к тому же, рельефный «рубец» смотрится неэстетично и придает заготовке жесткость.

Припуски деталей из толстых тканей можно подрезать, оставив у нижнего припуска 3 мм до строчки, у верхнего — 5-7 мм. Когда верхний припуск заутюживается, он закрывает нижний, шов получается менее плотным и рельефным (проще для стежки / отстрочки), а поверхность лицевой стороны — более ровной и гладкой.

Полочка, порядок сборки

Половинка 1 (справа или слева, зависит от того, по какой стороне тканей Вы выкроили детали; в нашем примере по изнаночной):

  • В блоке 1 последовательно соединяем детали 6Д, 7Б, 8В
  • Притачиваем деталь из блока 2 (цельная после того, как мы закрыли вытачку, соединив детали 1А и 2А)
  • В блоке 3 последовательно соединяем детали 2В, 4Б, 5А
  • Блок 3 соединяем с блоками 1 + 2

Половинка 2:

  • В блоке 4 соединяем детали 9Г и 10Б, затем детали 10В, 12Б и 13В. Соединяем части блока.
  • В блоке 5 соединяем детали 14Д и 15В
  • В блоке 6 — детали 16А и 17А
  • Соединяем блоки 5 и 6 между собой, затем с блоком 4
  • В блоке 7 последовательно соединяем детали 18В, 19Б, 20 А
  • Блок 7 соединяем с блоками 4 + 5 + 6, сверху добавляем деталь 21А

Спинка, порядок сборки

  • В блоке 8 последовательно соединяем детали 22Д, 23Г, 24Б
  • В блоке 9 последовательно соединяем детали 25В и 26Б, 27В и 28Б, затем эти пары между собой, дополняем деталью 29А
  • Соединяем деталь 30А, блоки 8 и 9
  • В блоке 10 последовательно соединяем детали 31В и 32Б, к ним добавляем детали 33В и 34Б, затем деталь 35А
  • Соединяем блок 10 с блоками 8 + 9 + деталь 30А

Рукав, порядок сборки

  • В блоке 11 соединяем детали 36Д и 37Г
  • В блоке 12 — детали 38В, 39Д, 40Г, 41В
  • В блоке 13 — детали 42А, 43В, 44Д, 45В, 46Б
  • Соединяем блоки 11, 12 и 13, обращая внимание на стыковки лоскутного узора

Наполнитель и стежка

Утюжим заготовки, убедившись что поверхность с лицевой стороны по возможности гладкая, ровная, припуски не создают рельеф или бугры. Наполнитель выкраиваем по форме заготовок, стегаем (2 слоя: лицевая сторона + наполнитель, без изнанки).

Карманы

Если планируете карманы, теперь можно заняться ими. Например, прорезными в рамку. Без них проще, но с ними пальто функциональнее.

Сборка

  • При необходимости подравниваем лоскутные детали
  • На полочках подкладки стачиваем нагрудные вытачки. Т.к. ткань толстая, подрезаем глубины вытачек, оставив припуск примерно 1 см до строчки. Разутюживаем.
  • У лицевой стороны и подкладки стачиваем боковые и плечевые швы полочки и спинки, стачиваем боковые срезы рукавов. Припуски разутюживаем. По желанию их можно подрезать, оставив примерно 1 см до строчки. Срезы не обрабатываем, они останутся внутри изделия.
  • Соединяем лицевую сторону и подкладку: изнанкой к изнанке, рукава подкладки вставляем внутрь рукавов лицевой стороны, совмещая срезы по низу изделия и рукавов и швы
  • Вшиваем молнию: подворачиваем припуски полочек лицевой стороны и подкладки внутрь, между ними молния; прокладываем строчки близко к краю ткани
Воротник пришиваем «неправильным» способом: прячем в него срезы горловины и, собственно, самого воротника.

  • Стачиваем детали воротника, сложив лицом к лицу
  • Деталь, которая которая не соприкасается с шеей (из ткани Г), притачиваем к срезу горловины, приложив лицом к лицевой стороне изделия и совместив контрольные метки
  • У детали из ткани А припуск подворачиваем внутрь, зашиваем вручную
  • Отстрачиваем воротник, чтобы надежно скрепить слои из разных тканей и зафиксировать припуски внутри для прочности
  • Декорируем воротник вручную шариками из валяной шерсти
Нижние срезы рукавов и изделия подравниваем (при необходимости подрезаем до нужной длины рукавов и изделия), обрабатываем бейками (не косыми), по низу вставляем эластичную тесьму-резинку.
Готово! К началу сезона холодов успели, можно утепляться.

Обратная связь

Спасибо, что добрались до этого раздела!

В создание и оформление материалов, даже самых простых, мы вкладываем время, силы, знания и частичку души. Потому всегда рады обратной связи, которая дает нам понять, насколько материал полезен, и как его улучшить.

Здесь можно оставить комментарий, фото по теме, оценить материал. Чем больше звезд, тем ярче небосклон выше оценка.

Также этой страницей можно поделиться в социальных сетях: нажмите «Поделиться» ниже и выберите подходящий способ.